5.1 Первая приватизация отечественной “Нефтянки”
5.1 Первая приватизация отечественной “Нефтянки”
В начале 1860-х годов купец Василий Александрович Кокорев, затеявший в Баку торговлю, решил использовать кир (землю, пропитанную нефтью) для производства осветительного масла и открыл в Сураханах, в семнадцати верстах от Баку, перегонный завод.
(Портрет В. А. Кокорева. 1860-е. Литография Василия Тимма.)
Переработка нефтяной земли оказалась невыгодной, но тут выяснилось, что из “белой” нефти, добываемой в окрестностях Сураханов, получается отличный керосин, и завод Кокарева постепенно стал приносить прибыль. Параллельно в Баку активно развивалось предприятие некого Тагиева, который умудрился скупить местность Биби-Эйбат, пробурил там множество скважин, откуда забили нефтяные фонтаны, и построил большой завод непосредственно у места добычи. Слухи о лёгких каспийских прибылях быстро достигли обеих столиц, и Баку охватила нефтяная лихорадка: в город ринулись толпы авантюристов, жаждущих быстрой наживы; стоимость аренды земли подскочила; в практику вошли поджоги скважин и заводов конкурентов.
В результате правительству стало очевидно, что система откупов неэффективна. С 1872 г. её окончательно отменили, и началась приватизация. Первый аукцион нефтеносных участков состоялся в январе 1873 г. Но, хотя участки формально поступали в частную собственность, это была скорее бессрочная аренда, поскольку кроме единовременной оплаты стоимости участка владелец был обязан платить в казну ежегодно по 10 руб. с десятины.
Определяющую роль в развитии бакинских нефтепромыслов, а также и в истории отечественной нефтяной отрасли в целом сыграло семейство шведских промышленников Нобелей. В 1870 г. Петербургский механический завод Нобелей получил большой оружейный заказ. В связи с этим один из его совладельцев, Роберт Нобель, отправился в Баку закупать древесину грецких ореховых деревьев для изготовления прикладов. Познакомившись по дороге с голландцем, владевшим небольшим нефтеносным участком в Баку, он на свой страх и риск купил у того землю и небольшой керосиновый завод.
(Вид дома и завода Нобелей в 1870г.)
С финансами помог брат – знаменитый учёный Альфред Нобель. Будучи неплохим химиком, Роберт быстро нашёл способ производить керосин, превосходящий по качеству не только местную продукцию, но и американский импорт.
(Альбер Нобель)
Модернизировав завод, он в 1875 г. запустил производство, а в октябре следующего года уже поставил в Петербург 300 бочек керосина. Неожиданными успехами заинтересовался ещё один представитель семьи – брат Роберта Людвиг Нобель.
(Роберт Людвиг Нобель)
В отличие от Роберта, прежде всего инженера и технолога, Людвиг мыслил масштабно, прекрасно представляя себе российскую реальность и промышленный потенциал. Проанализировав все основные звенья технологической цепочки – добычу, транзит, транспортировку в Москву и Петербург, хранение, сбыт – и изучив опыт американцев, он приступил к оптимизации бизнеса, т.е. к решению конкретных инженерных задач. Самым насущным оказалось решение логистических вопросов, поскольку транспортная инфраструктура доставки каспийской нефти на рынки России, Европы и Азии была очень слабо развита. Вторым ключевым моментом стало совершенствование процесса переработки нефти. Отмечая заслуги Людвига Нобеля перед российской нефтяной промышленностью, выдающийся русский химик-технолог, профессор Петербургского университета Конон Иванович Лисенко в “Очерке деятельности Л.И. Нобеля по нефтяному делу в России” писал: “Я не стану перечислять всего, что сделано Нобелем в области перегонки нефти, и укажу только на главное: он первый устроил непрерывную перегонку, первый поставил куб и взмешиватели на открытом воздухе; завёл тщательный контроль дистиллатов и готовых продуктов, устроил подогревание нефти, подлежащей перегонке, горячими остатками, ввёл перегонку нефти на керосин с перегретым паром, вследствие чего он выделяется при значительно низшей температуре”.
(Конон Иванович Лисенко)
Кроме того, после получения керосина Нобели не стали сбрасывать нефтяные остатки в море, как привыкли делать другие бакинские предприниматели, а собирали их в большие резервуары, а затем на специально арендованных для этой цели заводах очищали и перерабатывали.
За короткое время компания Нобелей стала собственником промыслов в Сураханах, Балаханах, Биби-Эйбате. Взяв в аренду большие участки земли, они построили между Чёрным и Белым городами в Баку нефтеперегонные, сернокислотные, медеплавильные, чугунолитейные заводы и причалы. Земли, где предполагалось наличие нефти, немедленно брались в аренду – часть про запас, а на остальных бурили скважины и вели поисково-разведывательные работы.
Одной из приоритетных заслуг Нобелей в развитии нефтяного дела России по праву считается прокладка первого российского нефтепровода. Идея была встречена местной общественностью с подозрением, а у властей возникли опасения, что нововведение чревато массовыми беспорядками, т.к. строительство трубопроводов означало ликвидацию рынка перевозчиков и безработицу.
(первый российский нефтепровод, был введен в эксплуатацию в 1878г.)
Нобелю попытались было запретить проведение нефтепровода по территории, находившейся во владении государства. Но тем не менее в 1877 г. инженеры Александр Вениаминович Бари и Владимир Григорьевич Шухов начали строительство для компании братьев Нобель нефтепровода протяжённостью 12 км, который соединил промыслы в Балаханах с заводом в Чёрном городе, а потом и с пристанью. Для охраны сооружения были поставлены сторожевые вышки и наняты казаки. Проект окупился уже через год.
(слева направо А.В. Бари и В.Г. Шухов)
Нефтепровод удешевил доставку нефти с промысла на заводы в 7 раз. Местные нефтепромышленники сначала вынуждены были пользоваться инфраструктурой Нобеля, а затем стали тянуть собственные трубы. (Именно тогда, кстати, были изобретены способы хищения чужой нефти из труб.)
Вторая заслуга Нобелей – создание нефтеналивного флота. До прихода на бакинский рынок Нобелей транспортировка нефти из Баку в другие регионы была серьёзной проблемой. Керосин возили в бочках на парусных судах до Волги, а оттуда баржи тащили вверх по течению бурлаки. Стоимость тары составляла примерно половину стоимости залитого в неё керосина, т.к. подходящей древесины для её изготовления в Баку не было. На пароходах возить нефть тоже было дорого, поскольку уголь Россия в основном импортировала. Людвиг Нобель задумал исправить положение при помощи танкеров, а в качестве топлива использовать отходы своего производства (т.е. мазут). Собственноручно разработав общую схему конструкции нового судна, он заключил контракт на строительство 242-тонного танкера со шведской фирмой “Линдхолмен-Мотала”.
В 1878 г. танкер “Зороастр” был спущен на воду и переправлен на Каспийское море во время весеннего половодья на Волге. “Зороастр” перевозил нефть непосредственно в трюмах, которые перегородками делились на отсеки, что позволяло избежать риска волнообразного движения груза.
(танкер “Зороастр”)
К 1885 г. флот Нобелей насчитывал 11 танкеров на Каспии и 2 на Балтике. Вверх по Волге нефть доставляли наливные баржи. Примеру Нобелей последовали и прочие нефтепромышленники. В конце 90-х XIX века танкерный флот на Каспии располагал уже сотней судов различного типа. Скорость перевозки нефти значительно возросла: один танкер, вмещавший 3 тыс. т нефти, заменил 9000 бочек.
(рост размеров морских наливных судов Товарищества Бр. Нобель)
(рост размеров речных наливных баржей Товарищества Бр. Нобель)
Людвиг Нобель считается также пионером перевозки нефтепродуктов по железной дороге, что было крайне важно по причине замерзания водных путей зимой. В 1881 г. он пустил в Петербург железнодорожный состав из железных цистерн. Через два года компания владела уже 60 составами по 25 цистерн каждый. Поскольку администрация железных дорог отказывалась обслуживать этот парк, Нобели построили собственные депо, ремонтные мастерские, промежуточные нефтехранилища.
Подготовил: Легковский А.А.
Статья создана исключительно в информационно-познавательных целях и может быть удалена по просьбе автора или правообладателя входящих в нее материалов.
Благодарим за внимание!